понедельник, 07 апреля 2014
Вы когда-нибудь задумывались где и когда появились первые маршрутные такси?
31 января 1915 года газета Нью-Йорк Таймс написала о "новом поразительном виде бизнеса, который со скоростью урагана пронесся по всей стране с запада на восток". Бизнес появился благодаря низким ценам на автомобили (в основном это были автомобили с пробегом), слаборазвитой сети общественного транспорта, отсутствию законодательной базы и неожиданно высокому спросу на данную услугу. Назывался он "джитни". Это были многочисленные частные легковые автомобили перевозившие пассажиров по определенному маршруту за плату в 5 центов. Сегодня мы называем их маршрутные такси или просто маршрутки.
Маршрутка на 5-й авеню Манхеттена.
![22846u 22846u](http://ic.pics.livejournal.com/samsebeskazal/21464625/518541/518541_1000.jpg)
Пишут, что слово джитни произошло от контрабандиста по фамилии Джидни, который поставлял табак заключенным одной из тюрем Луизианы. За мешочек табака стоимостью 5 центов и пронесенный в стены тюрьмы он брал 10. Появилось расхожее выражение "стоит джидни", которое потом трансформировалось в "джитни". Им обозначали что-либо стоимостью 5 центов и имеющее не вполне легальное происхождение. Плати джитни и не задавай лишних вопросов. Словечко настолько вошло в обиход, что им стали именовать пятицентовую монету.
читать дальшеПервой в мире маршрутокой был автомобиль Форд модели Т, который мог перевезти всего 3-х сидящих пассажиров и еще столько стоящих, сколько могло поместиться на его подножках. Жарким июльским днем 1914 года владелец такого автомобиля остановился на одной из трамвайных остановок Лос-Анджелеса и предложил подвезти всех желающих за джитни. Несколько человек согласились и сели к нему в машину. Через несколько остановок он высадил даму, но на ее место тут же сел ожидавший трамвая мужчина. Пассажиры выходились и садились, а владелец Форда понял, что, похоже, он нашел золотую жилу. Успех был феноменальным. Слухи о новом виде заработка быстро разлетелись по городу и неделю спустя на улицах колесил уже десяток маршруток. Через месяц их стало несколько сотен.
![Boston The first “bus” to Fenway, in 1915, cost just 5 cents Boston The first “bus” to Fenway, in 1915, cost just 5 cents](http://ic.pics.livejournal.com/samsebeskazal/21464625/519917/519917_1000.jpg)
Чтобы начать зарабатывать деньги не надо было делать никаких крупных инвестиции. Владельцем джитни мог стать любой обладатель старого автомобиля. За рулем можно было увидеть вчерашних рабочих, ветеранов войны, священников и даже женщин. Джитни могли ездить по любому маршруту по любому расписанию гибко подстраиваясь под нужды пассажиров. Еще одним неожиданным фактором сыгравшим на руку маршруточникам и сделавшим джитни популярными, был запрет на курение в трамваях. Маршрутки с открытым верхом не мешали насладиться сигаретой во время поездки не создавая при этом неудобств для других пассажиров.
![18616u 18616u](http://ic.pics.livejournal.com/samsebeskazal/21464625/518202/518202_1000.jpg)
К концу 1914 года в Лос-Анджелесе работало больше 700 маршруток, которые с каждым днем создавали все большую конкуренцию трамваям. Это было вполне ожидаемо, т.к. первые маршруты на которых начали работать джитни совпадали с трамвайными линиями. Они просто забирали пассажиров стоявших на остановках. Не удивительно, что в 1915 году джитни уже колесили по улицам почти всех крупных американских городов.
![](http://ic.pics.livejournal.com/samsebeskazal/21464625/518740/518740_1000.jpg)
Так как не существовало никаких стандартов и правил, а рынок маршрутных такси был абсолютно диким, то для перевозок использовали любой доступный транспорт от легковых автомобилей до переделанных под перевозки грузовиков. Новый вид пассажирского транспорта быстро завоевал популярность и составил серьезную конкуренцию трамваям на улицах американских городов. Кое-где даже пришлось закрывать трамвайные линии, т.к. медленным и неудобным трамваям, пассажиры стали предпочитать быстрые и комфортабельные автомобильчики. Девизом джитни был - "Повезем вас куда надо и остановимся на любом углу".
![Ham and the Jitney Bus (6_09) Ham and the Jitney Bus (6_09)](http://ic.pics.livejournal.com/samsebeskazal/21464625/520115/520115_1000.png)
После долгих лет монополии конки и трамваев на улицах городов, джитни наконец дали возможность получить больший комфорт и скорость за те же деньги. А еще автомобиль был в новинку и многим просто хотелось покатится с ветерком сидя на кожаном кресле.
Джитни вошли в культуру и были воспеты в песнях. Обложка нот для популярной песенки того времени под названием "Автобус джитни".
![1915_SM_That_Jaunty_Jitney_Bus_1 1915_SM_That_Jaunty_Jitney_Bus_1](http://ic.pics.livejournal.com/samsebeskazal/21464625/516526/516526_1000.jpg)
"Бензиновый Гас и его маршрутка" 1915 года.
На новый рынок довольно быстро пришли крупные и мелкие автопроизводители предлагавшие машины с кузовами специально для пассажирских перевозок.
![1915-16 Packard jitney bus, parked on street, man behind wheel, two male passengers MI 1915-16 Packard jitney bus, parked on street, man behind wheel, two male passengers MI](http://ic.pics.livejournal.com/samsebeskazal/21464625/516660/516660_1000.jpg)
Некоторые джитни выглядели довольно забавно.
![Two Packard jitney buses of Red Ball Transp co Two Packard jitney buses of Red Ball Transp co](http://ic.pics.livejournal.com/samsebeskazal/21464625/521920/521920_1000.jpg)
Другие все больше и больше напоминали автобусы. И габаритами и компоновкой салона. На фото Паккард 1917 года.
![1917 Packard jitney bus full of male passengers, parked on street MI 1917 Packard jitney bus full of male passengers, parked on street MI](http://ic.pics.livejournal.com/samsebeskazal/21464625/516885/516885_1000.jpg)
Чем больше пассажиров брали маршрутки, тем большие убытки терпели владельцы трамвайных компаний. Главными проблемами трамвая были низкая скорость движения, низкий уровень комфорта пассажиров, переполненность выгонов, высокие тарифы на проезд, проблемы с развитием и охватом сети. Часть решили надземные ветки метро, но оно строилось далеко не во всех городах. Там же, где главным был трамвай проблемы никуда не делись. А еще трамвайным линиям требовалось покупать у властей франшизу, платить налоги и тратить деньги на развитие и содержание сети. Зажатые со всех сторон разнообразными законами и правилами трамвайщики ненавидели джитни и считали их настоящими паразитами. И им было совершенно непонятно, как бороться с этой новой напастью.
1914.
![International Jitney Bus 1914 International Jitney Bus 1914](http://ic.pics.livejournal.com/samsebeskazal/21464625/520209/520209_1000.jpg)
Каждый город пытался найти свои пути решения внезапно возникшей проблемы. Джитни не регулировались никакими законами и увеличивали количество машина на итак перегруженных улицах. С другой стороны джитни перевозили значительную долю пассажиров и убрать их с улиц за одно мгновенье было затруднительно. К примеру, их услугами в Лос-Анджелесе пользовалось 150 000 человек ежедневно. Помимо трамвайных компаний от маршруток начали страдать застройщики. Стоимость недвижимости определялась в первую очередь транспортной доступностью, а в те времена эта проблема решалась в основном за счет трамвайных линий. Но трамвайщики были медлительны и в деле освоения новых территорий частенько действовали в сговоре с городскими властями и инвесторами. Они прокладывали линии туда, где это было выгодно избегая бедных и черных районов. И тут на рынке появляется новый игрок, который ставит всю ситуацию с ног на голову. Джитни быстро осваивают черные пригороды и делают их столь же привлекательными и удобными для жизни (для определенных слоев населения, конечно же), что и белые районы с развитой транспортной инфраструктурой. Стоимость недвижимости на городских окраинах начинает расти, а в центральных густонаселенных кварталах, т.е. тех, куда вкладывали все деньги, наоборот падать.
Очередь маршрутных такси. Сиэтл, 1918.
![Jitney buses lined up on street, Seattle, 1918 Jitney buses lined up on street, Seattle, 1918](http://ic.pics.livejournal.com/samsebeskazal/21464625/520526/520526_1000.jpg)
Пик развития джитни в Америке пришелся на период между 1915-1920 годами. Потом транспортные компании в борьбе за пассажира быстро договорились с законодателями и устранили конкурентов. Трамвайщики вошли в коалицию с застройщиками, таксистами, подключили комиссию по безопасности дорожного движения и наняли хороших адвокатов. Победили их просто - через лоббистов были введены ограничения на законодательном уровне. Владельцев джитни обязали иметь страховку и получать дорогостоящую лицензию. Также им запретили останавливаться где попало и принудили работать по расписанию. В итоге, легализовавшиеся джитни перестали быть конкурентоспособными и либо ушли с рынка, либо стали автобусными компаниями. Нелегальных прогнали с помощью штрафов и полиции. В каких-то городах даже ввели тюремный срок за незаконные перевозки пассажиров. Какое-то время они еще просуществовали в тех местах, где не было трамваев. Потом и там их заменили автобусы.
Посадка в маршрутное такси. Голливуд, 1928.
![Boarding busses in Hollywoodlannd 1928 Boarding busses in Hollywoodlannd 1928](http://ic.pics.livejournal.com/samsebeskazal/21464625/519535/519535_1000.jpg)
Сейчас маршрутки можно встретить лишь на улицах нескольких американских городов. Джитни, к примеру, возят пассажиров из Нью-Йорка в Нью-Джерси. В самом Нью-Йорке до сих пор существуют нелегальные маршрутки именуемые доллар-вэн и джипси-кэб, а в моем районе работают самые крутые маршрутки в мире.
В продолжение несколько фотографий.
1920-1923 Packard special 5-door commuter.
![1920-1923 Packard special 5-door commuter 2 1920-1923 Packard special 5-door commuter 2](http://ic.pics.livejournal.com/samsebeskazal/21464625/517194/517194_1000.jpg)
![1920-1923 Packard special 5-door commuter 3 1920-1923 Packard special 5-door commuter 3](http://ic.pics.livejournal.com/samsebeskazal/21464625/517399/517399_1000.jpg)
![1920-1923 Packard special 5-door commuter 1920-1923 Packard special 5-door commuter](http://ic.pics.livejournal.com/samsebeskazal/21464625/517779/517779_1000.jpg)
1934 Packard special 8-door bus.
![1934 Packard special 8-door bus, right side view 1934 Packard special 8-door bus, right side view](http://ic.pics.livejournal.com/samsebeskazal/21464625/518083/518083_1000.jpg)
Ньюарк, 1927.
![newark_1927 newark_1927](http://ic.pics.livejournal.com/samsebeskazal/21464625/521501/521501_1000.jpg)
Атлантик-Сити, 1948.
![Woman wearing a mink coat boards an International Metro KB-3-M truck owned by Atlantic City Jitney Service 1948 Woman wearing a mink coat boards an International Metro KB-3-M truck owned by Atlantic City Jitney Service 1948](http://ic.pics.livejournal.com/samsebeskazal/21464625/522144/522144_1000.jpg)
Палм-Бич, 1971 год.
![July 26 1971 Palm Beach July 26 1971 Palm Beach](http://ic.pics.livejournal.com/samsebeskazal/21464625/521214/521214_1000.jpg)
Современная маршрутка из Атлантик-Сити.
![Atlantic_City_Jitney_Association_Champion_29 Atlantic_City_Jitney_Association_Champion_29](http://ic.pics.livejournal.com/samsebeskazal/21464625/522395/522395_900.jpg)
(с)
@темы:
картинкоспам,
интересности
Спасибо - за познавательный пост))))
+1
Taho, спасибо))