«Просто представьте, что вытираете салфеткой зад и одновременно обеими ногами давите окурок». Столь остроумная (но не безупречная конечно) инструкция по обучению танцевать твист была придумана отнюдь не Моргуновым из к/ф «Кавказская пленница».
Истинного автора этой фразы да и самого танца звали Чабби Чекер и произнес он ее в 1960 году.

Впрочем, «по паспорту», изобретателя твиста звали иначе — Эрнест Эванс. Происходил он из бедной негритянской семьи, живущей в Южной Филадельфии. Как и многие молодые люди того времени, Эрнест бредил рок-н-роллом, и, как многие бедные молодые люди, работал в супермаркете. Правда, там он не только ощипывал кур, но еще и давал импровизированные концерты, пародируя то Элвиса Пресли, то Фэтса Домино.
читать дальше

Талантливый парнишка так очаровал своего босса — владельца магазина Генри Кольта — что тот свел его со своим влиятельным знакомым — телеведущим Дином Кларком. Дин Кларк помог Эрнесту заключить контракт со звукозаписывающей фирмой, а его жена придумала Эрнесту звучный псевдоним. Псевдоним был пародийной калькой с имени рок-кумира Фэтса Домино. Если fat означало «толстый», то chubby — «толстощекий» (как ни смешно, изобретатель энергичного танца всегда был склонен к полноте). Ну и как ответ на domino появилась фамилия checker — «шашки», которая еще и отмечала любовь исполнителя к клетчатым костюмам.
Первый сингл Чабби Чекера никто особо не заметил. Такая судьба могла ждать и второй сингл, на котором была записана знаменитая песенка «The Twist». Надо сказать песенка была чужая — год назад ее уже выпустил исполнитель Хэнк Баллард. Выпускающая компания, вопреки пожеланию Чабби Чекера, поместила ее на оборотную сторону пластинки (так называемый, b-side — «нагрузка» к основному хиту). Тогда Чекер решил «раскрутить» песню сам и стал активно исполнять ее на выступлениях и ТВ-шоу. Именно на ТВ-шоу, которое вел вышеупомянутый Дин Кларк и была произнесена знаменитая фраза и заявлен новый танец.
Пишут, что Дин Кларк был довольно консервативных взглядов и крайне был недоволен рок-н-ролльным танцам, где девушек хватали, крутили и подкидывали, задирая пышные диоровские юбки. Само слово «Twist» в принципе тоже означало «кручение, верчение», но теперь партнер мог крутиться и вертеться сам. Такого демократического и самодостаточного танца свет ранее не видывал. Фигуры были простые — дергай туда-сюда руками, вихляй туда-сюда задом, топчи ногами окурки. Разве только запрещалось отрывать обе ноги от пола. Партнеры не обязательны, а если даже они есть, синхронизировать с ними движения совсем не обязательно. Особо рады были девушки. Теперь не надо было ждать чьего-либо приглашения, если хочется потанцевать.

Чекер старался недаром — говорят, во время продвижения своей песни он скинул дюжину килограммов. 19 сентября 1960 года — сингл с «The Twist» возглавил 1-ю строчку Billboard. В начале 1962 года он снова угодил на первое место. Тогда же был выпущен еще более убойный хит — «Let’s twist again» — как по мне, намного лучше и заводнее первого «Твиста».
Весь мир охватила твистомания. Твист отплясывали и Виндзорские герцоги, и Грета Гарбо, и Жаклин Кеннеди. Чекер рекламировал с помощью твиста, что попало — от одежды до пирожных, которые предлагалось «повертеть в руках», прежде чем съесть. На волне успеха были выпущены и фильмы о твисте и с участием Чекера — например, «Twist Around The Clock» («Твист круглые сутки»), название которого открыто отсылало к нашумевшему фильму «Rock Around the Clock», открывшему эпоху рок-н-ролла.
Добрался твист и до Советского Союза, и, как и всё новое, пришедшее с Запада, казался диковатым и подозрительным. впрочем, и на Западе он вызывал достаточно возмущений. Вот жалоба учителя танцев мистера Стетсона репортерам BBC : «Колени и таз используются так, что танцор производит очень неприличные движения. Также я решительно возражаю против непарности такого танца. Девушке не пристало выходить на танцплощадку без партнера и демонстрировать себя совершенно недостойным для британских танцевальных залов образом».
На одной шестой части суши ему в обычной своей манере вторил товарищ Хрущев: «А как тогда называется этот танец?.. Свист или вист? Твист? Ну а что это?!! Говорят, есть секта — трясуны. Да-да, есть такая. Трясуны!!! Я знаю это по произведениям чекистов. Они этим занимаются. Я их не видел, но они мне докладывали, что это за секта… Говорят, там так танцуют!!! То есть до исступления, понимаете ли. Потом падают, понимаете ли. И это танец?!! Почему мы должны отказаться от своего танца — народного? Я уж не говорю: русские, украинцы. Возьмите узбеков, казахов, любые народы — танец у них плавный, красивый. А это, слушайте, это же неприлично!!! Такие жесты делать определенными частями тела!!! Это неприлично в обществе. И это новое?!! Я считаю, товарищи, давайте все-таки постоим за старину. Да, за старину. Чтобы не поддаваться этому упадничеству. Я, черт, не знаю, какие тут слова употребить».

Всё новое и шокирующее постепенно становится привычным. Уж на что канкан — откровенно пошлый и неприличный танец — и то прижился, устаканился, уканканился. То же случилось и с твистом после ухода экспрессивного советского руководителя. На «Голубом огоньке» 1966 года юмористы Лившиц и Левенбук открыто высмеяли гонения на твист и сами, что называется, «зажгли» под музыку Арно Бабаджаняна. Ну а спустя год твист уже лихо отплясывали герои «Кавказской пленницы».

Из выступления Лившица и Левенбука, 1966 г.:
«Находятся такие администраторы, которые за твист могут вас удалить с площадки. Или написать в местком по месту работы. Или еще хуже: в витрине «Не проходите мимо!» повесят фотографию танцующего, а снизу подпись: «Помни! Тот кто танцует твист — тот тунеядец и империалист!». Что делать? Есть выход. Если к вам подходит такой администратор и запрещает танцевать твист, вы говорите: «Это не твист. Это новый студенческий танец, каждое движение которого символизирует славный труд нашего студента. Это движение символизирует натирку полов в общежитии по принципу самообслуживания. А вот так (делают пасы руками) изо дня в день за книгами сидят наши студенты. А так (другой пас руками) наши студенты работают на целине. А вот так (задирают головы) наши студенты следят за полетом спутника. А так (дергают ногами вперед) они относятся к тунеядцам».
И сейчас твист жив. Жив и Чабби Чекер, который до сих пор «chubby», для чего, видимо, и содержит небольшой ресторан.

(c)
@темы:
картинкоспам,
интересности