16:45 

Фаворитки и любовницы французских королей - в лучших портретах

Taho
just for lulz...
Говорят, французы лучше всех разбираются в любви. Взглянем же на тех, с кем короли Франции изменяли своим женам, – портреты этих прекрасных дам создавали лучшие художники Европы.

Самая красивая грудь, самый загадочный жест, самые изящные стихи, самый выигрышный ракурс, самые интеллектуальные занятия -- кто победительницы в этих номинациях?


Самая красивая грудь

Жан Фуке. «Богоматерь с младенцем», «Меленский диптих». 1450 г. Королевский музей изящных искусств, Антверпен



Агнесса Сорель была современницей Жанны д’Арк и любовницей Карла VII – того самого монарха, за которого орлеанская дева так храбро сражалась. Король был от Агнессы без ума – восхищался не только совершенными чертами ее лица (красоту этой дамы ценил даже папа римский), но и умением подавать себя. Например, Агнесса осмеливалась носить платье с вырезом, обнажающим одну грудь, – крайне вызывающе для Средневековья. Она родила королю трех дочерей, а во время четвертой беременности 28-летняя красавица скончалась – подозревали, что ее убили враги. Какое-то время Карл был безутешен, а потом взял в любовницы ее кузину.

Считается, что именно Сорель изображена в образе Богородицы в «Меленском диптихе» кисти придворного живописца Жана Фуке. Обнаженная грудь дамы на картине действительно отличается совершенством. А вот прическа покажется современному зрителю странной – однако в XV веке именно высоко выбритый лоб и виски считались идеалом красоты.

Самый загадочный жест

Неизвестный художник школы Фонтенбло. «Портрет Габриэль д’Эстре с сестрой». Ок. 1594 г. Лувр, Париж


Веселый король Генрих IV Наваррский любил многих женщин. Но больше всего – прекрасную и остроумную аристократку Габриэль д’Эстре. Она родила ему троих детей, причем двоих мальчиков, что было особенно важно для Генриха, чей брак с королевой Марго оставался бездетным. Король развелся с женой и собирался обвенчаться с Габриэль – но невесту отравили. В итоге Генрих женился на Марии Медичи, которая позже родила Людовика XIII. Фаворитка отличалась необыкновенной красотой – ее кожа была такой светлой, что в сравнении с ней белый атлас платья казался серым. Современники воспевали и блеск ее глаз, и чувственные губы.

Сохранилось несколько портретов Габриэль – на самом знаменитом она изображена сидящей в ванне с другой женщиной, которая щиплет ее за сосок. Согласно наиболее популярной версии это ее сестра Жюли, а жест, скорее всего, намекает на беременность Габриэль. Кстати, фаворитка держит в руках кольцо – возможно, знак обещанной свадьбы с Генрихом.

Самые изящные стихи

Тинторетто (?). «Портрет Вероники Франко». Ок. 1575 г.
Вустерский музей искусств, Массачусетс



Последний из династии Валуа – Генрих III, как известно, предпочитал фаворитов, а не прекрасных дам. Но все-таки одно женское имя из его списка любовных связей известно точно. Возвращаясь в родную Францию из Польши, где ему довелось поцарствовать, Генрих (тогда еще герцог Анри Анжуйский) заехал в Венецию. Ему показали все достопримечательности – в том числе познакомили с одной из самых знаменитых куртизанок Венеции – Вероникой Франко, которая была прославлена не только красотой, но и поэтическим даром. Будущий король провел с поэтессой ночь и уехал, забрав в качестве туристического сувенира ее миниатюрный портрет. Она же посвятила ему пару сонетов.

Миниатюра, подаренная Генриху, не сохранилась. Но облик Вероники Франко сохранил портрет, приписываемый кисти Тинторетто. На женщине – дорогое платье и ценные украшения. Розоватый сосок, чуть выглядывающий из декольте платья, намекает на вольный нрав натурщицы.

Самая красивая из сестер

Якоб Фердинанд Фут. «Портрет Гортензии Манчини» (?). 1670-е гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


У кардинала Мазарини, который вместе с Анной Австрийской растил юного короля Людовика XIV, было семь племянниц – и все они отличались красотой и изяществом. Их называли «мазаринетки». Король-Солнце поочередно влюблялся в нескольких из сестер. Самой красивой считалась Гортензия – любимица дяди-кардинала, унаследовавшая от него герцогский титул. Одно время она была любовницей Людовика. А затем, скрываясь от деспота-мужа, сбежала в Англию, где ее приютил король Карл II, когда-то безуспешно просивший ее руки. Мазарини ему отказал, потому что английский принц был изгнанником без короны. Ныне же герцогине Гортензии де Мазарэн пришлось побороться за то, чтобы стать официальной фавориткой Карла. Впоследствии английский владыка ее оставил, недовольный чересчур "нежными" отношениями Гортензии с подругами.

Сохранилось несколько ее изображений кисти Якоба Фердинанда Фута – обосновавшегося в Италии фламандца, одного из самых модных портретистов той эпохи. По ним видно, что главную красоту девушки составляли большие живые глаза, пышные волосы и нежная улыбка.

Самые ангельские дети

Питер Лели. «Портрет Луизы де Лавальер с детьми». 2-я пол. XVII в. Музей изящных искусств, Рен


У Людовика XIV было еще множество самых разных любовниц – и благонамеренных ханжей, и участниц сатанинских месс… Среди них была и хромоножка Луиза де Лавальер. Она отличалась кротким, стеснительным характером, долго сопротивлялась ухаживаниям короля, а когда он спустя несколько лет к ней охладел, ушла в монастырь. Лавальер родила пятерых детей, из которых до взрослого возраста дожили двое.

Их семейный портрет за пением и музицированием оставил Питер Лели – знаменитый английский художник того времени. Эта картина, предположительно, была заказана для обители Валь-де-Грас бабушкой бастардов – королевой Анной Австрийской. Аллегорический портрет изображает детей в виде крылатых ангелов, подчеркивая, насколько прекрасны их внешность и голоса. Однако неясно, с кого написан старший ангел, играющий на органе, – для детей Лавальер он (или она) слишком взрослый.

Самый выигрышный ракурс

Франсуа Буше. «Отдыхающая девушка». 1752 г. Старая Пинакотека, Мюнхен


Король-Солнце жил так долго, что его преемником на престоле стал не сын и не внук, а правнук, прославившийся как Людовик XV Возлюбленный. Как и предок, он имел множество фавориток. Любопытна история Луизы О’Мерфи – дочь ирландского солдата и проститутки, в юности она оказалась в Париже и стала натурщицей. 15-летнюю девушку заметил Франсуа Буше, один из творцов стиля рококо, и написал с нее свою «Отдыхающую девушку».

Картина шокировала современников не только позой обнаженной натурщицы, но и тем, что не имела никаких мифологических аллюзий, оправдывающих игривый сюжет. «Сладострастное» полотно было куплено одним из придворных и понравилось королю, который захотел познакомиться с моделью. Так Луиза оказалась любовницей Людовика XV – правда достаточно скоро получила отставку. Умерла она в 1814 году в Париже в возрасте 77 лет, несколько раз побывав замужем и благополучно пережив революционный террор. Ну а полотно с ее изображением стало одним из символов галантной эпохи.

Самые интеллектуальные занятия

Морис Кантен де Латур. «Портрет мадам Помпадур». 1748–1755 гг. Лувр, Париж


Официальной фавориткой Людовика XV была маркиза де Помпадур. Два десятилетия она диктовала Парижу моду, а Франции – государственную политику. Умная, образованная и властолюбивая, маркиза обладала отличным вкусом и умела разбираться и в людях, и в искусстве. Королем вертела, как хотела, долгие годы сохраняя свое влияние, несмотря на то, что врачи запретили ей разделять с ним ложе. Помпадур писали многие художники, в том числе и игривый Франсуа Буше, запечатлевший ее соперницу Луизу О’Мерфи.

Но на всех этих портретах, как и на этом полотне де Латура, маркиза написана так, как никогда бы не написали О’Мерфи. Подобно министрам и государственным деятелям она изображена в кабинете, за рабочим столом, в окружении книг Монтескье и Вольтера, карт, глобуса. Музыкальные инструменты, ноты и папка с рисунками подчеркивают ее изысканный вкус. Характерно, что с обнаженной грудью мадам Помпадур не изображали никогда – она слишком уважала себя.

@темы: красивости, картинкоспам, искусство

URL
Комментарии
2017-12-23 в 17:17 

Лошадь@
Надежда - глупое чувство
Не знаю. как там было дело с грудью Агнессы Сорель, но художник Жан Фуке изобразил ее просто чудовищно. Такое чувство, что он не видел никакой женской груди: ни идеальной, ни обыкновенной, а писал, следуя словесным описаниям: "Ну, это что-то вроде двух полушарий на ладонь пониже ключиц"

2017-12-23 в 21:28 

Эльвинг
Идущая сквозь сумрак
Taho, спасибо за пост. :hlop:
Утащила к себе. ;)

2017-12-24 в 03:01 

julia-sp
Нежный воин
Люблю старые картины, они такие забавные. ))) Вот и эта с Агнессой выглядит так, будто на ней изображены пластмассовые манекены. ))))

2017-12-25 в 18:43 

Мискант у Стрехи
Лошадь@, Так и было, в общем-то. До него на картинах были умертвия в саванах. Он чуть ли не первый изобразил тело женское. (Ну или кто-то похожий, суть моей мысли понятна, надеюсь.) В "Истории груди" это есть.

Вот времена бвли, лишний жирок - красиво...Постойте... как дочь проститутки и солдата могла быть такой упитанной?

2017-12-29 в 12:34 

Лошадь@
Надежда - глупое чувство
Мискант у Стрехи, угумс, я в курсе. Но оно выглядит пугающе

2018-02-01 в 15:50 

Мискант у Стрехи
Лошадь@, ладно грудь, разве талия - не истинный ужас?

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Sol omnibus lucet

главная