Уличная еда в Москве 100 лет назад

Что ели люди на улицах Москвы 100 лет назад? Была ли она вообще – уличная еда? Что заменяло людям современные фаст-фуды, гамбургеры, стаканчики кофе? Москва и по тем меркам была большим городом и перекусить на ходу, не заходя в трактир – важно. Уличная еда всегда была интересной частью жизни в Златоглавой.
Так что же люди ели на улицах в дореволюционной России?
читать дальше
В течение 1860-х годов несколько фотографов в Москве и Санкт-Петербурге выпускали серии открыток с русскими типами. Почти все они, как ни странно, изображали мастеровой люд и уличных торговцев. А еще есть рисунки, которые, как мы знаем, почти документальное свидетельство минувших эпох.
Вот они, уличные торговцы, со своим товаром).

Кристиан Г.Х. Гейслер
Кто в холодный день откажется от горячего розового блина с начинкой? Никто! Блины были раскупаемым продуктом, основным видом уличной еды. Продавцов с блинами можно было найти в самых оживленных местах по всему городу: Охотный Ряд, Солянка и недалеко от бань, рынков или вокзалов. Цены были одинаковыми везде.
В тавернах блины выпекались с утра до вечера и готовились прямо перед клиентами, об этом еще Гиляровский писал.

Калачи, баранки, бублики, сайки
Калач самый старый тип белого хлеба в России. Верхняя часть калача напоминала жесткую ручку из теста. Люди обычно не ели ручку, ее отдавали нищим. Возможно, оттуда появилось выражение – «дойти до ручки», то есть, питаться тем, что другие не ели – край бедственного состояния.
Калачи продавали замороженными. Затем его размораживали горячим полотенцем, благодаря особым качествам теста, он не сильно отличался от свежеиспеченного.

Баранки появился позже, чем калач, они впервые упоминались в 1725 году в указе Петра Великого о ценах на баранки. Массовое производство на фабриках началось только во второй половине XIX века. Они были особенно популярны на ярмарках и в национальные праздники.

Гречневики.
Почти исчезнувшая еда, они занимали особое место в мире уличной кухни.
Даже Гиляровский писал о том, как их продавали в Охотном Ряду.
Кашу сильно кипятят, помещают в кастрюлю, а затем охлаждают. Затем слегка взбитые яйца выливаются в кашу, все запекается и обжариваться с обеих сторон. Продавцы прямо с лотков и подавали гречневики, макая их в растопленное масло. Они были популярны среди кучеров, ожидающих своего следующего клиента.

Кучер

И …. Пирожки
Горячие пирожки в основном были закуской, сопровождающей квас, но, будучи самым дешевым типом уличной пищи, они также пользовались большим спросом среди студентов.
Пирожки пекари продавали в коробке, покрытой специальной маленькой подушкой, которая не давала им остыть. В Москве их готовили со всевозможными начинками - варенье, картофель, яйца и даже печень.
Пирожки с вареньем продавались по 5 копеек каждый, а с мясом стоили в два раза больше.

Гороховый кисель (гороховое желе)
Еще один тип постной пищи. Это еще проще подготовить, чем гречневики, муку гороха смешивали с кипящей водой, оставляли в духовке на 15-20 минут, а затем выливали в форму для охлаждения. Когда он готов, его можно разрезать на куски.
Он сохранял свою форму, но внешне не был особенно привлекательным: желто-зеленое желе разрезалось на кусочки, и они плавали в масле. Тем не менее москвичи любили это. В особо строгие дни Великого Поста появлялся еще более скромный тип киселя, сделанного из овса. Его готовили таким же образом только с использованием овсяной муки и подавали без масла.

Щи
Самая дорогая уличная еда в те дни была щи, традиционный русский суп из кислой капусты, картофеля, ветчины и богатого мясного бульона да со сметаной. Одна банка стоила 10 серебряных копеек, а торговцы на рынке могли заказать его, даже не покидая своего прилавка. Поставщик, летающий как пуля через рынок, раздавал горшки горячего супа, а позже собирались собирал грязные горшки.

Сбитень
Российские зимы суровы, но всегда было много зимних праздников, и люди выходили на улицы. Никто не хочет замерзать, поэтому покупались горячие напитки – не горячительные, а горячие)).
Сбитень — это своего рода традиционный российский напиток. В Китай-городе и Охотном Ряду, в районах с наиболее яркими рынками его продавали тоннами.
"На толкучке среди толпы ходили торговцы сбитнем. Они носили на спине медный бак, обвязанный старым ватным одеялом, от бака шла длинная медная трубка с краном. По поясу- деревянная колодка с ячейками для стаканов. Здесь же ходили торговцы пирожками с жаровнями на животе, которые кричали: "С пылу с жару, пятачок за пару!"

Когда-то сбитень был весьма распространенным на Руси. По вкусу напоминает медовый напиток.
Помимо меда непременными составляющими его были зверобой. Шалфей, имбирь, корень валерианы и другие растения, очень полезный напиток был дешев, использовался как дома, так и в питейных, закусочных заведениях.
Практически ни одна ярмарка, ни одно народное гулянье не обходились без сбитня. Первое письменное упоминание о нем относится к XII веку, а наиболее расхожее определение – «народное горячее питье с травами».
(с)