Как известно, театр начинается с вешалки. А с чего начинается кино? Нет, не с режиссёра, не со сценария и даже не с актёра. Знаешь ли вы, что ключевым элементом в процессе съёмки является хлопушка? Та самая табличка, которая появляется перед камерой со словами "Мотор! Камера! Начали!" и громко щёлкает. Каждая деталь в ней полна точного смысла, и при всей простоте конструкции она несёт в себе огромный функционал.
Считается, что автором первого прототипа хлопушки (сlapperboard) был австралийский режиссёр и владелец Efftee Studios Фрэнсис Вильям Тринг. Именно он придумал как дисциплинировать хаос, царящий в монтажной среди тонн отснятого материала: в начале съёмки очередной сцены перед камерой демонстрировалась чёрная дощечка, на которой мелом был написан номер сцены и дубля.
Когда ты, дорогой читатель, снимаешь на видеокамеру свой отпуск на море, запись картинки и звука у тебя происходит сразу и на один носитель. А когда большие дядьки снимают Большое Кино, звук записывается отдельно. И здесь хлопушка играет свою главную роль: производимый ею щелчок служит маркером, по которому синхронизируют изображение и звуковую дорожку. А в далеких 1920–х Фрэнсис Тринг запускал в кадр человека, который производил громкий хлопок двумя деревянными брусками, а второй человек в это время демонстрировал табличку с информацией. Вскоре эти два устройства объединили, и с тех пор хлопушка обрела свой традиционный вид. Кстати, если по какой–то причине в начале съёмки хлопушки не было, то её записывали в конце, при этом переворачивая палочками вниз, и это означает, что информация на хлопушке относится ко времени до её появления в кадре.
Внимательный читатель спросит меня: почему одни хлопушки белые, а другие чёрные? Здесь всё очень просто. Долгие годы кино снимали в негативе, и при монтаже чёрные хлопушки становились белыми и удобочитаемыми. С появлением цифры начали использовать красивые белые хлопушки из акрила. Неизменной осталась чёрно–белая (теперь встречается цветная) диагональная штриховка хлопающих палочек: момент хлопка должен быть чётко различим, даже если снимают очередной конец света. Цифровой век сделал хлопушку ещё более полезной: на ней уютно поместился LED–дисплей, на котором отображается особый тайм–код, разработанный ассоциацией инженеров телевидения и кинематографии (SMPTE). Он отсчитывает время съёмок и синхронизирует его с камерами.
На доске мы видим много хитрых букв и поля для заполнения, которые в целом могут дать исчерпывающую информацию о том, что снято на текущей плёнке.
TAPE: обозначает текущую катушку плёнки;
SCENE: это совсем легко — номер снимаемой сцены;
TAKE: текущий дубль;
DIRECTOR: это имя того небритого человека в кепке, у которого в студии именное кресло;
CAMERA: тут мы пишем на что снимаем Кино;
PRODUCTION: придумывается имя будущего фильма;
DATE: не забываем дату;
AUDIO: чем записываем звук;
INT/EXT: условия съёмки — внутри помещения / снаружи;
NITE/DAY: всё правильно, — это ночь/день;
ND: метка для фильтра нейтральной яркости (neutral density). Так же встречается метка FILTER для обозначения иного;
SYNC: метка даёт понять, что в данной сцене не нужна синхронизации со звуком, либо звука вовсе не должно быть.
В отдельных хлопушках встречаются поля, где указывается имя оператора, формат видео, число кадров в секунду и прочая очень нужная информация.