Сегодня моя любимая космическая миссия празднует свой очередной день рождения. 20 августа 1977 года «Вояджер-2» отправился в свое эпохальное путешествие по Солнечной системе. Через 16 дней к нему присоединился «Вояджер-1», который с тех пор обогнал собрата и стал первым в истории космическим аппаратом, вышедшим в межзвездное пространство. Что касается «Вояджера-2», то он до сих пор остается единственным земным посланцем, побывавшим в окрестностях Урана и Нептуна. Предпосылок к тому, что какая-то миссия повторит его достижение, к сожалению пока что нет.
Несмотря на номинальный срок службы в четыре года, оба «Вояджера» до сих пор в строю. 39 лет непрерывной работы — такое пока что не удавалось ни одной другой космической миссии. Не знаю, правда это или нет, но я слышал, что их бортовые компьютеры являются самыми старыми непрерывно работающими компьютерами в мире (точнее говоря, в Солнечной системе).
читать дальше
Конечно, время сказалось на аппаратах — некоторые их инструменты вышли из строя, а другие были отключены, но несмотря на все это, их срок службы поражает. Сейчас на борту «Воджера-1» по прежнему работают магнитометр, ультрафиолетовый спектрометр, детектор космических лучей, датчик заряженных частиц и приемник плазменных волн. У «Вояджера-2» из этого списка не работают ультрафиолетовый спектрометр и приемник плазменных волн, зато есть все еще функционирующий детектор плазмы.
Своему долгожительству «Вояджеры» обязаны ритэгам (радиоизотопный термоэлектрический генератор). На борту каждого аппарата установлено по три ритэга, в каждом из которых находится по 4.5 килограмма плутония-238. При его распаде выделяется тепло, которое затем преобразуется в электроэнергию. На момент старта, ритэги обеспечивали аппаратам по 470 ватт энергии.
Но период полураспада плутония-238 составляет 87,7 лет — и с учетом срока миссии, этот фактор дает о себе знать. Кроме того, биметаллическая термопара в ритэгах постепенно деградирует. К сожалению, в 2015 году научная команда проекта перестала выкладывать еженедельный отчет о статусе систем аппарата. Согласно последнему отчету, на 16 января 2015 года, ритэги «Вояджера-1» выдавали 254.6 ватт, ритэги «Вояджера-2» — 255.8 ватт. Для сравнения, согласно отчету от 17 января 2014 года эти цифры составляли соответственно 258.8 и 259.8 ватт. Как видно, мощность постепенно падает. Когда она достигнет до 240 ватт, некоторые из оставшихся приборов (УФ-спектрометр и магнитометр) будут отключены. Когда мощность упадет до 220 ватт, связь с «Вояджерами» будет навсегда потеряна. Несложно подсчитать, что это произойдет примерно через 8-9 лет.
Другой важный ресурс «Вояджеров» — гидразин. Он используется для сохранения ориентации станции в пространстве и нацеливания антенны на Землю, без чего невозможно поддержание радиосвязи. Когда «Вояджер-1» вышел в межзвездное пространство, инженеры устроили серию маневров с целью калибрации магнитометра и лучшего изучения межзвездного магнитного поля. Это несколько истощило топливные запасы аппарата, но энергия у него все равно кончится раньше, чем гидразин. Примерно с 2020 года «Вояджеры» не смогут больше предпринимать подобные маневры, так что экономить топливо смысла нет. По состоянию на январь 2015 года, у «Вояджера-1» оставалось 17.39 килограмм гидразина, у «Вояджера-2» — 25.28 килограмм.
Сейчас «Вояджер-2» находится на расстоянии 111,98 а.е. от Солнца, удаляясь от него со скоростью 3,24 а.е. в год. Вояджер-1» находится на расстоянии 135,90 а.е. от Солнца и ежегодно увеличивает это расстояние на 3,58 а.е. К своему 49-му дню рождения в 2026 году аппарат удалится на дистанцию в один световой день.
(c)
@темы:
интересности,
космос,
новости
...я всё боюсь что они по дороге разобьются.